Консультации для родителей

«Как организовать домашнее занятие по рисованию»

         Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной — пространственной среды. Поэтому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.
Для рисования, прежде всего, потребуется бумага — листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.

Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких-либо предметов (посуды, одежды).
Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
Первые краски, с которыми знакомится малыш — гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок.
Гуашь — это кроющая, непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.
Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.
Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование.
Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.
Для рисования ребёнку можно давать и пастель — короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью — закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.
Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.
Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место.

          Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.
Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.
Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.
На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое? Что у тебя получилось? Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.

Как оформить детские рисунки.

          Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте «картину» так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.

Разработал: воспитатель Книгина Татьяна Петровна

 

На пороге школьной жизни…

Что значит «ребенок готов к школе»?

Психологическая готовность к школьному обучению — один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами — резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни — учеба — деятельность обязательная, общественно-значимая. Он отвечает за нее — перед учителями, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша, подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило — запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.

А в чем новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. (Такое отношение к взрослому мы могли позволить малышу.) Учитель воплощает в себе общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке — это не выражение личного отношения учителя к ученику, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием.

Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).

Само учение — и по содержанию, и по организации — резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.

Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. (Если до недавнего времени начальное обучение представляло собой лишь подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь такое усвоение начинается с первого класса.)

Основная форма организации учебной работы школьников — урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.

Модель выпускника

Модель выпускника детского сада  «Чебурашка» строится на основе понятия «готовность к школе», которая состоит из суммы «готовностей»: физической, психологической, интеллектуальной, социальной, личностной.

     Физическая готовность — это состояние здоровья, опреде­ленный уровень морфофункциональной зрелости организ­ма ребенка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных коор­динации, физическая и умственная работоспособность.

     Психологическая (личностная) готовность к школьному обучению —  необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Личностная готовность — это определенный уровень про­извольности поведения, сформированность навыков обще­ния, самооценки и мотивации учения; активность, инициативность, самостоятель­ность, умение слушать и слышать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе.

Интеллектуальная готовность — это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и творче­ства, основ словесно-логического мышления, овладение элементами учебной деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование, рисова­ние, лепка, различные игры) — выделение задачи из обще­го контекста деятельности, осознание и обобщение спосо­бов решения познавательных задач, наличие элементарно­го кругозора и компетенции (представления о мире людей, вещей, природе и т. д.).

Социальная готовность. Нравственная готовность к школьному обучению. Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных  внутренними этическими инстанциями. Волевая  готовность к школьному обучению. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.

В процессе формирования готовности к школьному обучению ребенок развивается как личность. У него формируются качества, которые в сумме и составляют «портрет» ребенка по окончании дошкольного образовательного учреждения.  Рассмотрим, какие качества личности дошкольника сформируются в направлениях:

 

1.Здоровье, физическое развитие:

1.1. Физическое развитие соответствует возрастной норме.

1.2.    Сформирована привычка к здоровому образу жизни, ребенок знает и соблюдает санитарные и гигиенические нормы и правила.

1.3.    Ребенок владеет двигательной культурой:

  • осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений;
  • владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем возрасту;
  • имеет первоначальные представления и умения в спортивных играх, умеет самостоятельно организовать и проводить подвижные игры;
  • развита мелкая мускулатура рук, что позволяет успешно действовать карандашом, ручкой, кистью, ножницами;
  • способен к адекватной двигательной активности в изменяющейся окружающей обстановке;
  • имеет представления об основах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  1. Психологическое развитие:

2.1. Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы.

3. Интеллектуальное, познавательно — речевое развитие

3.1.    Проявляет интеллектуальную компетентность: умеет выбрать соответствующую информацию для достижения цели, пользуется знаниями, извлеченными из успехов и неудач, умеет анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

3.2.    Свободно владеет речью, способен строить языковое общение с другими людьми.

3.3.    Любознателен, хочет узнать новое, проявляет интерес и желание познавать, задает вопросы, экспериментирует.

3.4.    Владеет элементами учебной деятельности: способен принять учебную задачу, подчинить свою деятельность ее достижению, довести работу до конца и адекватно оценить результат.

4. Социально — личностное развитие

4.1.    Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

4.2.    Относится к другому человеку как к высшей ценности: проявлять доброту, внимание, заботу, помощь, милосердие.

4.3.    Стремится понять другого человека, его особенности, интересы, потребности, эмоциональное состояние.

4.4.    Ориентируется в обстановке: способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, может включиться в совместную деятельность, не мешает другим, управляет своим поведением.

4.5.     Инициативен, стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения.

4.6.     Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.

4.7.     Самостоятелен и ответственен, способен без помощи взрослого поставить и решить разног рода задачи, возникающие в повседневной жизни и нести ответственность за свои действия.

4.8.     Осознает свое место в системе отношений со взрослыми, стремится к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, требует уважения к себе.

4.9. Осознает свои возможности и достижения.

4.10. Способность достигать цели, старается продукт сделать качественно, переделывает, если не получилось; может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

4.11. Любознателен, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными  связями (как? Почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

4.12. Проявляет креативность (способность к творческому решению познавательных и художественных задач) основанную на соответствующем возрасту уровне развития мышления, воображения, свободы деятельности, широты ориентировки в окружающем мире.

4.13. На уровне возрастных и индивидуальных возможностей развиты художественные способности: музыкальные, изобразительные, театральные, танцевальные.

4.14. Компетентен  в разных видах  деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, чтобы он обладает  знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.

 

 

 

 

Первые  шаги к детскому саду

— Ура! Наш ребенок пошел в детский сад, — радуются родители, гордясь, что ребенок стал уже «большим».

Однако довольно часто родителей ждет разочарование. Малыш не разделяет радости родителей, отказывается ходить в детский сад, начинает часто и подолгу болеть, а иногда рассказывает очень «странные» истории о воспитателях и сверстниках, об организации режима дня и питании. Чем больше Вы задаете вопросов ребенку, тем больше возникает недоумения.

Что же делать в данной ситуации? Почему ожидания не оправдались?

Давайте, вместе с Вами попробуем разобраться в возникающих проблемах.

Первое, в любом возрасте на изменение привычных условий жизнедеятельности у человека возникают определенные реакции организма как на биологическом, так и на психологическом уровнях. В науке приспособление организма к новым или изменяющимся условиям жизнедеятельности называется адаптацией. Во многих семьях желание родителей отдать ребенка в детский сад не совпадает с желаниями ребенка. Следовательно, чтобы добиться своей цели родители должны постараться подготовить своего малыша к детскому саду. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что в данной ситуации возраст ребенка не имеет особого значения. Сначала, на подготовительном этапе, обратите внимание малыша на детский сад, передайте свое положительное отношение к этому учреждению, расскажите, что детям в детском саду интересно, весело. Дети много играют друг с другом, узнают много нового о растениях, животных, помогают взрослым ухаживать за комнатными растениями. Понаблюдайте вместе с ребенком за прогулкой детей в детском саду. Затем, сходите вместе с ребенком на день открытых дверей в детском саду — это позволит познакомить малыша с территорией детского сада, с групповыми комнатами. Обратите внимание на оформление помещений детского сада. Познакомив ребенка с детским садиком, Вы избавите его от страха неизведанного, снимете излишнюю тревожность.

Дома постепенно настраивайте ребенка на детский сад, каждый раз подчеркивая все новые и новые положительные стороны. Не допускайте в присутствии ребенка отрицательных высказываний о детском садике или сомнений по поводу организации и содержания деятельности педагогического коллектива. Ваша тревога и недоверие могут быть «присвоены» малышом.

Вот и пришел долгожданный день — надо вести ребенка в детский сад. А еще лучше идти вместе с ним. По согласованию с воспитателями, Вы имеете право на первых порах быть вместе с ребенком непродолжительный период времени. Не старайтесь оставить малыша в детском саду сразу на целый день! Это может привести к плачевным результатам — полному отказу от посещения детского сада. Включайте своего ребенка в новую жизнь постепенно, не торопитесь! Вы вместе с педагогами группы увидите, когда ребенок уже готов полностью погрузиться в новую для него жизнь.

Второе, малыш спокойно пошел в детский сад, но через неделю заболел. Потом снова начал ходить в детский сад и снова заболел. При этом, сначала мы склонны думать, что ребенок заражается от кого-то в группе, затем, «грешим» на воспитателей. Но жизнь становится невыносимой: ребенок чаще болеет и детский сад остается в прошлом. Периоды болезни с лихвой перекрывают периоды посещения детского сада. Вы знаете, что хронические болезни и пороки развития отсутствуют, а ситуация ухудшается — то отравление, то простуда, то кашель и пр. Многие специалисты говорят «Ваш ребенок не детсадовский». Всегда ли стоит мириться с таким заключением или все же стоит побороться с возникшей проблемой? На наш взгляд, побороться. Если в детский сад могут ходить не все дети, то в школу ребенок должен пойти и в определенный момент времени. Зачем откладывать решение данной проблемы.

Чаще всего такие частые проявления болезни у ребенка, который попал в новые условия жизнедеятельности можно отнести к психосоматическим проявлениям. То есть психические переживания, связанные с новым коллективом, с отсутствием мамы и пр., которые ребенок не может выразить словами, отражаются на состоянии здоровья малыша. Этот механизм возникновения порочного круга болезней, в очередной раз доказывает необходимость постепенного введения ребенка в новую жизнь группы, с обязательным присутствием близкого человека рядом.

Третье, сопротивление малыша посещению детского сада может выражаться в неправдоподобных историях о детях, воспитателях и пр. Несомненно, если у Вас появились вопросы, лучше в спокойной, миролюбивой форме задать их педагогам группы, обратиться за консультацией к педагогу. Но, если все же в рассказах ребенка просматривается богатое воображение, то чаще всего это свидетельствует о его нежелании ходить в детский сад. Такое поведение встречается не так часто, но оно требует особого внимания к подрастающему поколению.

В заключении хотелось бы отметить, что процесс приспособления к новым условиям зависит от индивидуальных психофизических возможностей ребенка, от грамотной организации педагогами взаимодействия с ребенком, а также от Вашего настроя, терпения и внимания к проблемам ребенка, дорогие родители!

 

 

Комментарии запрещены.